Путь солнца


Я, жрец Гелиополя,1 обязан посвятить тебя, фараон, сын светила лучезарного, 
В таинство связи жизни и солнца, 
Ибо ты – потомок божества солярного и потому поставлен над всем человечеством, 
Включая жрецов, слуг эннеады.2 
Путь солнца начался давно, в то далекое время, когда Атум создал себя из пустоты 
И в пустоте ночной зародился, 
И стал Атум солнцем, но солнцем ночным, воцарившись в потусторонней от небосвода части, 
Которую с земли не увидеть, 
Но которая зеркально небосвод во всем повторяет вдоль плоскости соприкосновенья
И зовется ночлегом для солнца. 
Там Атум и начал свое движенье, а, дойдя до края потустороннего мракосвода, 
Прошел через грань, засияв в небе, 
Но при этом уже в образе Хепри, утреннего солнца, посылаемого лучи миру. 
И продолжило путь свой светило 
В направлении обратном и уже по озаренному собой небосводу, но, однако, 
Подойдя к небесной середине,
Превратилось в Ра, в солнце дневное, от которого и возникла династия фараонов. 
Когда ж Ра дошел до края неба,
Он сделал, преобразовавшись в Атума, то же, что сделал Атум, когда превратился в Хепри: 
Прошел сквозь грань между небесами. 
И снова Атум в мракосводе повторил траекторию своего движенья; так возникла 
Смена дня и ночи в этом мире. 
И так Атум, Хепри и Ра каждый раз круговой путь солнца повторяли века, год за годом, 
И кажется нам, этот путь вечен. 
Но однажды размеренный ход солнца в образах Атума, Хепри и Ра едва не нарушил 
Бог другой, зовущийся Атоном,3 
Он решил сам стать солнцем, единственной его ипостасью, и свергнуть Ра, Атума и Хепри, 
И ему почти удалось это. 
Бог этот завладел разумом правящего тогда фараона, звавшегося Эхнатоном,4  
И тот нарек его богом солнца, 
А всех других богов отверг и повелел славить лишь одного Атона; вот тогда-то боги 
Атум, Хепри и Ра впали в печаль, 
Потому что перестали им хвалу возносить люди, и даже фараон от них отрекся, 
Чего бог Атон и добивался. 
Но, по счастью, когда был уже готов он свергнуть омраченных духом трех ипостасей солнца, 
Вдруг фараон Эхнатон скончался, 
А жрецы и новый фараон запретили культ бога Атона, вернув славу богам солнца, 
Живущим в троеликом единстве. 
Как бы смог выполнять трудную и долгую работу трех богов, что вершили путь солнца, 
Бог один четко и неустанно?
Но когда-нибудь, через много веков, устанут совсем боги светила от трудной дороги, 
И тогда завершится путь солнца, 
Жизнь бытует тогда лишь, когда существует движенье, остановившись, светило погаснет. 
И наступит царство вечной смерти.


8 сентября 2010 г.

coin image

Драхма (бронза) – 117-138 гг. н.э. (время правления римского императора Адриана), Александрия, Египет
Аверс – бюст императора Адриана
Реверс – две канопы Осириса и Исиды, помещенные в гробницу; на канопах бюсты с изображениями Осириса и Исиды, увенчанные коронами с уреями (урей – крепящееся на корону фараона вертикальный убор в виде богини-змеи, покровительницы Нижнего Египта)



  1. Гелиополь – древнегреческое название одного из древнейших египетских городов, древнеегипетское название которого было Иуну. Этот город стал главным центром поклонения богу солнца. Гелиополь на древнегреческом языке означает “город солнца”, Иуну на древнеегипетском языке – “город столбов”.
  2. Эннеада – семейство девяти главных богов, возникших первоначально в древнеегипетском городе Гелиополе. Богами гелиопольской эннеады были Атум, бог хаоса и бог вечернего (заходящего) или ночного солнца, который отождествлялся с богом дневнего солнца Ра и с богом утреннего (восходящего) солнца Хепри, а также боги, от него происшедшие: Шу – бог воздуха, Тефнут – богиня влаги, Геб – бог земли, Нут – богиня неба, Осирис – бог возрождения, производительных сил природы и загробного мира, Исида – богиня плодородия, воды и ветра, Сет – бог пустынь и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран и бог землетрясений и Нефтида – богиня умирающей природы и неплодородных земель.
  3. Атон – древнегреческое вариант имени первоначально малоизвестного древнеегипетского бога Йати, символизирующего солнечный диск. Однако с приходом фараона Аменхотепа IV этот малоизвестный бог стал его велением главным и единственным богом, богом уже не солнечного диска, а самого солнца. При этом, он повелел считать Атона единственным богом, отрицая всех других богов. Аменхопет IV впервые предпринял попытку ввести в Египте монотеизм в лице бога Атона.
  4. Эхнатон – греческий вариант измененного имени фараона Древнего Египта Аменхотепа IV, сына Аменхотепа III, из XVIII династии египетских фараонов, правившего в XIV в. до н.э. Аменхотеп IV ввел культ единого бога Атона, отрицая всех других богов. В то время процветал культ фиванского бога солнца Амона, являющегося отождествлением гелиопольского бога солнца Ра и составившего с ним синкретическое божество Амон-Ра. В противовес Амону Аменхотеп IV провозглавил бога Атона, сделав его богом солнца. При этом, он сам сменил свое имя “Аменхотеп”, означавшее “угодный Амону”, на “Их-не-Айти” (на древнегреческом “Эхнатон”), что означало “полезный Атону”.