На зеркальном озере1


На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:
Благостны осенние отблески вечерние
В северной губернии, на реке форелевой. 

Игорь Северянин 

Над зеркальным озером
В полветра дует осенью,
Танцевал у сосен юг,
И небосвод огрёзило,
И грядущей озимью
Мне сердце заморозило
На зеркальном озере
Сереброкрылой осенью.

На том зеркальном озере
Утки камышовые
Плащи теней набросили
Нá спины лиловые,
В реке, сюда втекающей,
Голубые отблески,
Здесь ивы в дымке тающей
Точно бродят в поиске,
И тень дрожит под лодкою,
Онемев от ужаса,
И все форели кроткие
Полусонно кружатся.


31 июля 2012 г.

  1. Стихотворение написано с применением эпентез и синкоп. Эпентезой называется один лишний вставной слог в стопу, а синкопой – наоборот, один удаленный слог из стопы. В первой строфе нечетные строки написаны хореем, кроме последней дактилической стопы. Четные строки написаны ямбом, но в конце каждой такой строки стоит одна стопа амфибрахия и одна стопа каталектического (усеченного) амфибрахия, урезанная на два слога с конца стопы (в такой стопе остается лишь один безударный слог). По метрическим законам, впрямую стопы хорея и ямба комбинировать нельзя, ибо это стопы разной размерной направленности (хорей имеет нисходящую направленность – от сильной доли к слабой – а ямб, наоборот, имеет восходящую направленность – от слабой доли к сильной). Однако, если к размеру первой строки добавить в самое начало один вставной безударный слог, то все стопы хорея обратятся в ямб, а последняя дактилическая стопа первой строки обратится в стопу амфибрахия и в стопу каталектического амфибрахия. Так ямбический размер второй строки получается из трохеического (хореического) размера первой строки. Третья же строка получается из второй обратным приемом, именуемым синкопой. У второй строки убирается (синкопируется) самый первый безударный слог в первой стопе ямба. Все стопы ямба обращаются в хорей, а последние две стопы амфибрахия, акаталектического (полного) и каталектического (усеченного) обращаются в стопу дактиля. Таким образом, происходит чередование строк хореического и ямбического размеров в первой строфе. Этот прием первым применил древнегреческий поэт Гиппонакт, живший в VI в. до н.э., который создал принципиально новый вид строфы, именуемый Гиппонактовой строфой. В ней первая и третья строки должны быть написаны хореем, а вторая и четвертая – ямбом. Однако во второй строфе данного стипхотворения всё происходит с точностью до обратного. В ней уже нечетные строки написаны ямбом, а четные – хореем. Поэтому при переходе от первой строки ко второй первым используется прием синкопы, а не эпентезы, как это было в первой строфе. В ней уже происходит чередование не строк хорея и ямба, а строк ямба и хорея.